Пришедшему в храм

Для того, чтобы правильно вести себя в православном храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих.

В ХРАМЕ

  • Очень желательно приходить в храм до начала службы и уходить не ранее отпуста, т. е. завершения богослужения.
  • При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. По русской традиции перед церковными дверями верующие останавливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с поклонами.
  • Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор.
  • Традиционно женщины приходят на храмовую молитву в подобающей одежде (не принято входить в храм в вызывающе открытой одежде — шортах, мини-юбках, платьях с декольте).
  • Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону.
  • Прежде надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви: дважды перекреститься, поклониться и приложиться, т. е. поцеловать Святую икону и еще раз перекреститься и поклониться.
  • К иконе, даже если на ней изображено несколько святых угодников Божиих, прикладываются однократно; не следует прикладываться к лику святого, тем более — Богородицы и Спасителя.
  • Во время богослужения не следует ходить по храму, беспокоя остальных прихожан, даже если ваша цель — поставить свечу к иконе праздника: более уместно передать ее стоящим впереди людям.
  • По возможности не следует поворачиваться спиной к алтарю. Крайне тягостное впечатление производят люди, блуждающие во время службы по храму, а также многократно и беспорядочно крестящиеся перед иконами.
  • Зачастую современному человеку трудно выстоять на ногах всю службу целиком, особенно если нет соответствующего навыка. Разумеется, в случае сильной усталости или плохого самочувствия христианин может позволить себе присесть, но есть ряд моментов богослужения, во время которых этого делать нельзя.
  • Не принято сидеть во время чтения Евангелия, на Литургии от пения «Херувимской» песни до «Отче наш», во время Причастия.
  • В любом случае правильнее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это является посильным каждому трудом, способствующим духовному совершенствованию.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И ПОКЛОНЫ

Для этого, чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно — в знак равенства Святой Троицы, два остальных пальца — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаются ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества — есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы. Крестное знамение обычно совершается при словах: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или любом другом начале и конце молитвы.
Следует уяснить себе, что крестное знамение и поклон — это разные элементы выражения христианского благоговения, которые не всегда совмещаются. В некоторых случаях полагается осенить себя крестным знамением и поклониться, в иных только поклониться или только осенить себя крестным знамением. Существует особый порядок совершения крестных знамений и поклонов в церкви. 
Следует помнить, что одновременно креститься и кланяться неправильно: сначала надо совершить крестное знамение и только затем поклон. Поклоны бывают поясные — когда человек только наклоняется к земле, и земные, когда он опускается на колени и склоняет голову до земли. Во время богослужения поклоны следует совершать не беспорядочно, а в подобающие для этого моменты. 
Крестятся без поклонов:
1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» — три раза.
2. В начале «верую»
3. На отпусте «Христос истинный Бог наш»
4. В начале чтения Св. Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
Крестятся с поясным поклоном:
1. При входе в храм и выходе из него — три раза.
2. При каждом прошении ектений.
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси» и «Твоя от твоих» , «Святая святым»
5. При словах: «Честнейшую»
6. При каждом слове: «Поклонимся», «Поклонение», «припадем»
7. Во время слов: «аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся», по возгласе «Слава тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза
8. На каноне на 1-й — 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или Святым
9. После каждой стихиры(причем крестится тот клирос, который оканчивает петь)
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному
Крестятся с земным поклоном:
1. В пост при входе в храм и выходе из него — три раза
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем»
3. В начале пения: «Достойно и праведно»
4. После «Тебе поем»
5. После «Достойно есть» или Задостойника
6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко»
7. При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз — при словах: «Всегда, ныне и присно»
8. В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при чтении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечери — три поклона
9. В пост при молитве «Господи и Владыко живота моего»
10. В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего три земных поклона
Поясной поклон без крестного знамения:
При словах:
1. «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»
4. «И да будет милости Великого Бога»
5. При словах диакона: «И во веки веков» (после «Яко свет еси, Боже наш»)
Креститься не положено:
1. Во время чтения псалмов
2. Вообще во время пения
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы.
Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.
Не допускается земных поклонов:
Во дни воскресные, в дни от Рождества до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Обычай предписывает мирянам и в церкви, и вне ее оказывать своим духовным пастырям особые внешние знаки почтения, состоящие в принятии от них благословения и целовании благословляющей руки (отказ от этого и внешне выраженное неуважение к священнику и архиерею являются грехом).

Испрашивание благословения является основной формой приветствия в церковной среде. При этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно.
Священник, к которому обращаются с такой просьбой, крестит просящего благословения правой рукой, пальцы которой сложены особым образом, так, что они символизируют буквы Iс. Хс., т. е. Иисус Христос (так называемое именословное перстосложение). 
В свою очередь человек, получивший благословение, должен поцеловать благословившую его руку.
При этом не надо забывать, что, целуя руку конкретному священнику, вы в его лице воздаете честь Богу, служителем которого является священник.

Если в обществе находятся несколько лиц в священном сане, то брать благословение следует у того из них, кто находится на самой высокой иерархической ступени. Диаконы благословляются у пресвитеров и епископов, пресвитеры берут благословение только у архиереев. Старшинство между равными по сану определяется административными функциями, наградами и временем хиротонии. Очевидно, например, что благочинный считается старшим священником по отношению к другим священнослужителям своего округа, даже если он имеет одинаковый с ними сан.

 ЗАПИСКИ О ЖИВЫХ И УСОПШИХ

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» митрополита Вадима, иерея Андрея, иеромонаха Саввы, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» — например, иерея Иакова, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего»
10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.
ЗАКАЗНАЯ ЗАПИСКА
В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.
Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Сорокоусты — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения — общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»
Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие — это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен — «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи — это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Просмотры (730)